Горнолыжный курорт как бизнес

Политические процессы последнего времени заставляют искать возможности создания новых видов бизнеса, касающихся использования внутренних резервов. Значительной степени это относится и к развитию внутреннего туризма.К примеру, растущий интерес к горнолыжному спорту традиционно искал приложения на заграничных курортах. Однако в нашей стране так много подходящих для развития этого вида спорта мест, что стоит внимательно рассмотреть бизнес-идею создания горнолыжного курорта.

Безусловно, создание такого крупного предприятия является дорогостоящим делом, однако общие потребности общества в развитии внутреннего туризма позволяют рассчитывать на интерес местных властей, получение кредитов на реализацию подобных бизнес-проектов.

Главным условием создания горнолыжного курорта является наличие подходящий местности и автомобильных дорог.

На самом деле, этим условиям отвечает множество прекрасных территорий, которые охотно посещаются туристами, но не имеют никакой, даже элементарной, инфраструктуры. Для реализации бизнес-идеи горнолыжного курорта необходимо последовательно пройти ряд необходимых этапов, создать условия для развития нескольких направлений деятельности. Прежде всего, необходимо арендовать и юридически оформить право на использование территории. Поскольку вложения в инфраструктуру горнолыжного курорта достаточно велики, необходимо предпринять меры для защиты этих инвестиций.

При выборе территории необходимо исходить из прагматических соображений, рассматривая развитость автомобильных дорог и электроэнергетики в данном районе.

Существование готовых подъездных путей в значительной степени облегчает создание инфраструктуры, снижает общую стоимость проекта. То же самое относится к наличию линий электропередач достаточной мощности, поскольку объекты курорта потребуют значительных ресурсов в части энергообеспечения.

Вторым шагом реализации этого бизнес-проекта должно стать создание соответствующей инфраструктуры.

Для этого необходимо спроектировать и построить горнолыжные трассы, подъемники, построить объекты недвижимости. Бессмысленно при планировании горнолыжного курорта ориентироваться только на сезонное посещение его туристами. Крупные инвестиции в этот проект должны предполагать круглогодичную отдачу и, следовательно, необходимо изначально планировать использование территории в течение круглого года. Поэтому основой будущего бизнеса должно стать создание комфортабельных объектов размещения гостей, кемпингов, отелей, а также сопутствующих объектов сервисного обслуживания.

Если на территории будущего курорта уже расположены подобного рода объекты, то необходимо запланировать их реконструкцию и модернизацию для повышения качества обслуживания.

Другой частью создания инфраструктуры горнолыжного курорта должно стать развитие технической базы.

Так как климат в большинстве регионов не позволяет заниматься горнолыжным спортом круглый год, то необходимо планировать развитие других видов спорта и туризма, либо создавать искусственные трассы для продолжения занятий горными видами спорта. Понятно, что и то, и другое подразумевает планирование объектов и создание соответствующего технического обеспечения.

Вполне реально в летний сезон предлагать и комплексные виды услуг, например, организовать трассу с искусственным снежным покрытием, а остальную территорию отдать под использование для других видов спорта: велосипеда, тенниса, гольфа, боулинга, роликового катания, бега.

Эффективным может оказаться сочетание элементов горнолыжного курорта и аквапарка, позволяющее использовать территорию в течение всех сезонов года.

Горная местность также позволяет развивать и экстремальные виды спорта, которыми увлекаются многие туристы, в том числе среди обеспеченных людей. В любом случае, нужно построить 2-3 подъемника, не менее 3-4 трасс для катания, в том числе для начинающих, системы контроля, а также закупить специализированную снегоуплотняющую технику.

Третьим шагов реализация этого бизнес проекта должно стать создание соответствующих туристических компаний, которые будут заниматься привлечением и организацией отдыха клиентов.

Обеспечением перевозки и размещения прибывающих туристов должен заниматься туристический оператор, заключивший, в свою очередь, договоры на продажу туров с туристическими фирмами. Такое разнообразие видов деятельности при создании горнолыжного курорта требует высокого уровня планирования и проработки всех деталей будущего проекта. Здесь, как ни в каком другом виде бизнеса, не обойтись без добротного бизнес-плана.


Общий размер инвестиций в создание горнолыжного курорта может оценить от 250 тысяч до нескольких миллионов долларов. Такие инвестиции могут быть сделаны в случае реальной возможности привлечения порядка от 1000 до 5000 туристов в день, что позволяет окупить вложения в течение трех-четырех лет. Горнолыжные курорты обычно демонстрируют достаточно высокую рентабельность, от 40 до 70 процентов, и только необходимость высоких начальных инвестиций становится тормозом на пути развития подобных бизнес-проектов.