Как открыть хостел?

Интерес к этой бизнес идее у меня проснулся тогда, когда я обнаружил, что по крайней мере три моих знакомых так или иначе связаны с хостелами. Стало понятно, что тема достаточно широка, чтобы ей вплотную заняться.

Еще около полугода назад все мои познания в этой сфере ограничивались одноименным сериалом на СТС. Этого явно не достаточно, чтобы понять тонкости бизнеса, написать бизнес-план и в конечном итоге — открыть хостел.

Эту статью (вероятно, серию статей) я задумал написать как дневник, в котором буду фиксировать все свои действия. В результате должен получиться не только бизнес-план хостела, но и пошаговый алгоритм его создания.

План работ: кампания атаки на хостел

Для начала необходимо набросать план действий, а потом приступить к планомерному его исполнению. Что я буду делать в ближайшем будущем?

  1. Шаг 1. Начитаться первичной информации в Интернете по данной теме. Это позволит мне понять: какие бывают хостелы, правила выбора места расположения, основные проблемы в организации данного бизнеса;
  2. Шаг 2. Посмотреть, какие реально хостелы существуют в моем городе. Скажу сразу — писать я буду про Екатеринбург. Соответственно, все данные буду анализировать по Екатеринбургу. Данный шаг позволить мне понять: какой уровень конкуренции существует на данном рынке, цены, доп. услуги (если есть);
  3. Шаг 3. Необходимо провести «полевые исследования» — прозвонить или обойти несколько хостелов, «поработать» в качестве клиента. Это шаг позволит понять реальную обстановку на рынке: качество услуг, проверить мои догадки относительно плотности конкуренции, сопоставить различные предложения услуг;
  4. Шаг 4. Составить финансовую модель данного бизнеса для выбранной территории. На данном шаге я смогу просчитать, сколько денег необходимо реально вложить в хостел и сколько на нем можно заработать, смогу рассчитать точку безубыточности и период окупаемости данного проекта;
  5. Шаг 5. Сформулировать свою стратегию продвижения на рынке и конкретный план действий.

Вот и вся подготовка. Пора переходить к делу.

Шаг 1. Сбор первичной информации в сети Интернет

После изучения информации в Интернете, все оказалось еще интереснее. Я понял что открыть хостел — не такое простое дело, как может показаться с самого начала. Все зависит от Ваших аппетитов. Начнем с того, что:

  1. Продавать койко-места в хостеле необходимо каждый день. Для этого продажи не должны прекращаться ни на минуту. Для того, чтобы достичь загрузки 70-80% (что считается очень хорошим показателем), необходимо задействовать десятки каналов продаж. На старте — загрузка в 50% — это хороший результат;
  2. Для того, чтобы выбрать и легализовать помещение под хостел — необходимо также постараться. В 2014 году был принят ГОСТ, в котором указаны все основные требования к организации помещения под хостел. В легальном варианте помещение должно быть нежилое, отвечающее требованиям ГОСТ, прошедшее проверку СЭС и пожарников;
  3. Вложения в бизнес также зависят от масштабов: на текущем этапе я их оцениваю от 100 и до 1500 тыс. рублей в одну точку.
Основные типы хостелов

Можно выделить три типа хостелов в зависимости от масштаба:

  1. Мини-хостел. Квартира 2-3-4-ех комнатная, площадью от 50 до 120 м2, расположенная в жилом доме. Помещение, возможно, переведено в нежилое. Большинство стихийно организованных хостелов именно такого формата. Требуют минимальных вложений от 100 тыс. рублей;
  2. Средний-хостел. Нежилое помещение от 120 м2, расположенное в жилом доме. Данный бизнес уже более похож на гостиницу, а не на квартиру, заставленную двухэтажными кроватями. Вложения в открытие такого хостела станут не менее 650 тыс. рублей;
  3. Хостел бизнес-класса. Площадь помещения от 300 м2, расположенного в отдельно стоящем здании (или как минимум имеющее отдельный вход). Вложения в оборудование и ремонт такого хостела — от 1 млн. рублей.

Кроме того, под хостелом в России понимается также общежитие. Разница в том, что в хостеле люди живут не долго — 1-5 дней. В общежитии люди живут на долговременной основе.

Преимущественные места расположения хостела

Логично, что хостелы располагают в центральных местах с хорошей транспортной доступностью.  Это места в:

  • центре города;
  • 10-минутной доступности от станции метро;
  • 10-минутной доступности от авто- и жд вокзала;
  • около достопримечательных мест;
  • в непосредственной близости в ВУЗам

В любом случае место расположения хостела должно быть удобным для людей, не являющимися жителями города. Они сюда приехали: работать, учиться, смотреть достопримечательности. Соответственно, хостел должен располагаться так, чтобы до места работы, учебы, прогулок постояльцы смогли быстро добраться.

Основные требования к помещению

Требования к организации мини-гостиниц (или хостелов) описаны в соответствующем ГОСТ, который Вы можете скачать по данной ссылке.

Основные требования следующие:

  1. Начнем с того, что для того, чтобы открыть хостел и вести коммерческую деятельность помещение должно быть нежилым. Соответственно, если Вы собираетесь открыть хостел в квартире — помещение необходимо перевести в нежилое. Однако принципиально размещение хостелов в квартирах (переведенных в нежилой фонд) разрешено;
  2. На 15 человек должны быть оборудованы как минимум 1 душ и туалет;
  3. На 4 м2 должно приходиться максимум 1 спальное место;
  4. В хостеле должно иметься место для встреч и общения гостей;
  5. Хостел может быть оборудован местом для приготовления и приема пищи. Данное требование не обязательно, если в шаговой доступности есть кафе или столовая.

Кроме того, на хостелы распространяется требование части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ:

  • постояльцы не должны нарушать покой и условия проживания для всех граждан доме, где расположен хостел;
  • хостел должен соответствовать санитарным и пожарным нормам.
Плюсы и минусы бизнес идеи открытия хостела
Плюсы хостела Минусы хостела
1. Невысокий порог стартовых вложений для вхождения в проект — от 100 до 1500 тыс. рублей 1. Многое зависит от места — ошибка в выборе ведет к провалу проекта
2. Небольшие затраты для поддержания бизнеса — основные затраты аренда и з/плата персонала 2. Многое зависит от персонала — персонал может как поднять продажи бизнеса, так и утопить
3. Большой рынок — потребность в «мини-гостиницах» велика за ее низкой стоимости 3. Необходимо находиться в постоянном развитии — необходимо постоянно держать руку на пульсе, знать куда «двигаются» предпочтения и пожелания клиентов
4. Растущий рынок — данный рынок находится в настоящий момент в состоянии роста 4. Необходимо находиться в постоянном поиске клиентов — срок пребывания постояльцев 1-5 дней, потому необходимо постоянно искать новых
5. Относительная простота ведения бизнеса — это не производство синтетических смол. Хостел можно открыть без специальных знаний 5. Большая зависимость будущих продаж от отзывов старых клиентов. Основной поток продаж идет через Интернет, где люди оставляют отзывы. Если Вы будете накапливать преимущественно отрицательные отзывы, рейтинги на сайтах и продажи неминуемо упадут
6. Решение проблем с соседями — необходимо следить, чтобы соседи не чувствовали дополнительной шумовой нагрузки, которую могут создавать постояльцы хостела
7. Решение проблем гостей — у гостей могут периодически возникать проблемы, которые необходимо решать хозяину хостела

У меня набралось несколько больше минусов, чем плюсов. Но в минусы я включил достаточно типичные для любой бизнес идеи пункты.

О том, как организовывать продажи хостела, читайте в следующей статье.

Можно посмотреть интересное видео, где доступно объясняется, что такое хостел: