Интерес к этой бизнес идее у меня проснулся тогда, когда я обнаружил, что по крайней мере три моих знакомых так или иначе связаны с хостелами. Стало понятно, что тема достаточно широка, чтобы ей вплотную заняться.
Еще около полугода назад все мои познания в этой сфере ограничивались одноименным сериалом на СТС. Этого явно не достаточно, чтобы понять тонкости бизнеса, написать бизнес-план и в конечном итоге — открыть хостел.
Эту статью (вероятно, серию статей) я задумал написать как дневник, в котором буду фиксировать все свои действия. В результате должен получиться не только бизнес-план хостела, но и пошаговый алгоритм его создания.
План работ: кампания атаки на хостел
Для начала необходимо набросать план действий, а потом приступить к планомерному его исполнению. Что я буду делать в ближайшем будущем?
- Шаг 1. Начитаться первичной информации в Интернете по данной теме. Это позволит мне понять: какие бывают хостелы, правила выбора места расположения, основные проблемы в организации данного бизнеса;
- Шаг 2. Посмотреть, какие реально хостелы существуют в моем городе. Скажу сразу — писать я буду про Екатеринбург. Соответственно, все данные буду анализировать по Екатеринбургу. Данный шаг позволить мне понять: какой уровень конкуренции существует на данном рынке, цены, доп. услуги (если есть);
- Шаг 3. Необходимо провести «полевые исследования» — прозвонить или обойти несколько хостелов, «поработать» в качестве клиента. Это шаг позволит понять реальную обстановку на рынке: качество услуг, проверить мои догадки относительно плотности конкуренции, сопоставить различные предложения услуг;
- Шаг 4. Составить финансовую модель данного бизнеса для выбранной территории. На данном шаге я смогу просчитать, сколько денег необходимо реально вложить в хостел и сколько на нем можно заработать, смогу рассчитать точку безубыточности и период окупаемости данного проекта;
- Шаг 5. Сформулировать свою стратегию продвижения на рынке и конкретный план действий.
Вот и вся подготовка. Пора переходить к делу.
Шаг 1. Сбор первичной информации в сети Интернет
После изучения информации в Интернете, все оказалось еще интереснее. Я понял что открыть хостел — не такое простое дело, как может показаться с самого начала. Все зависит от Ваших аппетитов. Начнем с того, что:
- Продавать койко-места в хостеле необходимо каждый день. Для этого продажи не должны прекращаться ни на минуту. Для того, чтобы достичь загрузки 70-80% (что считается очень хорошим показателем), необходимо задействовать десятки каналов продаж. На старте — загрузка в 50% — это хороший результат;
- Для того, чтобы выбрать и легализовать помещение под хостел — необходимо также постараться. В 2014 году был принят ГОСТ, в котором указаны все основные требования к организации помещения под хостел. В легальном варианте помещение должно быть нежилое, отвечающее требованиям ГОСТ, прошедшее проверку СЭС и пожарников;
- Вложения в бизнес также зависят от масштабов: на текущем этапе я их оцениваю от 100 и до 1500 тыс. рублей в одну точку.
Основные типы хостелов
Можно выделить три типа хостелов в зависимости от масштаба:
- Мини-хостел. Квартира 2-3-4-ех комнатная, площадью от 50 до 120 м2, расположенная в жилом доме. Помещение, возможно, переведено в нежилое. Большинство стихийно организованных хостелов именно такого формата. Требуют минимальных вложений от 100 тыс. рублей;
- Средний-хостел. Нежилое помещение от 120 м2, расположенное в жилом доме. Данный бизнес уже более похож на гостиницу, а не на квартиру, заставленную двухэтажными кроватями. Вложения в открытие такого хостела станут не менее 650 тыс. рублей;
- Хостел бизнес-класса. Площадь помещения от 300 м2, расположенного в отдельно стоящем здании (или как минимум имеющее отдельный вход). Вложения в оборудование и ремонт такого хостела — от 1 млн. рублей.
Кроме того, под хостелом в России понимается также общежитие. Разница в том, что в хостеле люди живут не долго — 1-5 дней. В общежитии люди живут на долговременной основе.
Преимущественные места расположения хостела
Логично, что хостелы располагают в центральных местах с хорошей транспортной доступностью. Это места в:
- центре города;
- 10-минутной доступности от станции метро;
- 10-минутной доступности от авто- и жд вокзала;
- около достопримечательных мест;
- в непосредственной близости в ВУЗам
В любом случае место расположения хостела должно быть удобным для людей, не являющимися жителями города. Они сюда приехали: работать, учиться, смотреть достопримечательности. Соответственно, хостел должен располагаться так, чтобы до места работы, учебы, прогулок постояльцы смогли быстро добраться.
Основные требования к помещению
Требования к организации мини-гостиниц (или хостелов) описаны в соответствующем ГОСТ, который Вы можете скачать по данной ссылке.
Основные требования следующие:
- Начнем с того, что для того, чтобы открыть хостел и вести коммерческую деятельность помещение должно быть нежилым. Соответственно, если Вы собираетесь открыть хостел в квартире — помещение необходимо перевести в нежилое. Однако принципиально размещение хостелов в квартирах (переведенных в нежилой фонд) разрешено;
- На 15 человек должны быть оборудованы как минимум 1 душ и туалет;
- На 4 м2 должно приходиться максимум 1 спальное место;
- В хостеле должно иметься место для встреч и общения гостей;
- Хостел может быть оборудован местом для приготовления и приема пищи. Данное требование не обязательно, если в шаговой доступности есть кафе или столовая.
Кроме того, на хостелы распространяется требование части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ:
- постояльцы не должны нарушать покой и условия проживания для всех граждан доме, где расположен хостел;
- хостел должен соответствовать санитарным и пожарным нормам.
Плюсы и минусы бизнес идеи открытия хостела
Плюсы хостела | Минусы хостела |
1. Невысокий порог стартовых вложений для вхождения в проект — от 100 до 1500 тыс. рублей | 1. Многое зависит от места — ошибка в выборе ведет к провалу проекта |
2. Небольшие затраты для поддержания бизнеса — основные затраты аренда и з/плата персонала | 2. Многое зависит от персонала — персонал может как поднять продажи бизнеса, так и утопить |
3. Большой рынок — потребность в «мини-гостиницах» велика за ее низкой стоимости | 3. Необходимо находиться в постоянном развитии — необходимо постоянно держать руку на пульсе, знать куда «двигаются» предпочтения и пожелания клиентов |
4. Растущий рынок — данный рынок находится в настоящий момент в состоянии роста | 4. Необходимо находиться в постоянном поиске клиентов — срок пребывания постояльцев 1-5 дней, потому необходимо постоянно искать новых |
5. Относительная простота ведения бизнеса — это не производство синтетических смол. Хостел можно открыть без специальных знаний | 5. Большая зависимость будущих продаж от отзывов старых клиентов. Основной поток продаж идет через Интернет, где люди оставляют отзывы. Если Вы будете накапливать преимущественно отрицательные отзывы, рейтинги на сайтах и продажи неминуемо упадут |
6. Решение проблем с соседями — необходимо следить, чтобы соседи не чувствовали дополнительной шумовой нагрузки, которую могут создавать постояльцы хостела | |
7. Решение проблем гостей — у гостей могут периодически возникать проблемы, которые необходимо решать хозяину хостела |
У меня набралось несколько больше минусов, чем плюсов. Но в минусы я включил достаточно типичные для любой бизнес идеи пункты.
О том, как организовывать продажи хостела, читайте в следующей статье.
Можно посмотреть интересное видео, где доступно объясняется, что такое хостел: