Маркетинговое исследование автошколы

Несмотря на постоянный приток новых учеников, автошкола как бизнес испытывает высокую конкуренцию со стороны других автошкол. Кроме того, особенности ведения этого бизнеса требуют тщательного подхода к планированию и проведению маркетингового исследования на первоначальном этапе.

Особенностью бизнеса автошколы является необходимость получения лицензии и разрешительных документов, которые выдаются только в случае выполнения автошколой всех требований со стороны законодательства.

Автошкола должна иметь достаточно просторное помещение с оборудованными классами, имеющими все необходимые учебные пособия и инвентарь. Для обучения навыкам практического вождения, автошколе необходимо иметь или арендовать учебную площадку, а также иметь достаточное количество автомобилей, оборудованных для обучения с помощью инструктора.

Поскольку к моменту получения лицензии автошколе нужно уже иметь все необходимое, важность предварительного маркетингового исследования трудно переоценить.

Поиск всей необходимой информации и тщательное планирование действий сокращают непроизводительные расходы на создание бизнеса.

Размеры помещения должны обеспечить обучение всех набранных групп автошколы. Как правило, число учеников в группе составляет до 30 человек. Поэтому классы должны быть достаточно просторными и оборудованными.

Так как занятия в автошколе обычно проводятся в вечернее время, то наиболее рациональным вариантом является аренда классов у школ, колледжей, других учебных заведений.

Однако, поскольку срок лицензии автошколы составляет 5 лет, нужно позаботиться о долгосрочной аренде помещения, тем более, что в учебных классах должны быть размещены необходимые учебные пособия и инвентарь.

Что касается учебной площадки, то она также должна быть оборудована необходимым инвентарем для выполнения упражнений. Создание такой учебной площадки является достаточно дорогостоящим делом, поэтому большинство автошкол объединяются и делят учебные площадки между собой, удешевляя тем самым их содержание.

Правда, нужно учесть, что автошколы обычно не приветствует появление нового конкурента, так что договариваться об аренде площадки необходимо заблаговременно, на этапе проведения маркетингового исследования.

Организация практического вождения является одной из самых сложных частей бизнеса автошколы.

Для того, чтобы ученики прошли нужное количество часов практического вождения, необходимо иметь достаточное количество автомобилей.

Эти автомобили могут являться собственностью автошколы, а могут быть собственностью инструкторов по вождению.

В случае наличия собственных автомобилей, автошкола не несет рисков, связанных с увольнением инструкторов, уходящих вместе с автомобилями. Однако в этом случае автошколе придется тратить деньги на содержание автомобилей, их техническое обслуживание, ремонт, содержание механика, наличие гаражей. Поэтому большинство автошкол нанимают инструкторов, имеющих собственные оборудованные автомобили и лицензии на право обучения.

Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, так что нередко автошколы на первом этапе создания используют чаще второй вариант, а, по мере своего развития, покупают и оборудуют собственные автомобили.

Выбор того или иного варианта влияет на величину первоначальных затрат на создание автошколы.

К первоначальным затратам необходимо отнести необходимые затраты на аренду помещения, закупку необходимых учебных пособий, инвентаря, ремонт и оборудование учебных классов, обустройство или аренду учебной площадки для вождения, а также другие затраты, которые приходится нести в период до получения лицензии. К первоначальным затратам также можно отнести расходы на рекламу, благодаря которой потенциальные клиенты узнают о новой автошколе.

Текущие затраты будут складываются из затрат на аренду помещения и учебной площадки, заработной платы персонала, расходов на оплату горюче-смазочных материалов, технического обслуживания автомобилей, проведение медосмотров водителей, оплату коммунальных услуг, текущей рекламы.

В зависимости от количества групп и размеров арендованного помещения, а также сроков получения лицензии, первоначальные затраты на открытие автошколы, можно оценить в несколько миллионов рублей. Размер первоначальных затрат очень сильно зависит от возможностей и связей, которые имеются у создателей автошколы.

Доходы автошколы складываются из платы за обучение, получаемой от курсантов автошколы. Как правило, эти доходы позволяют сделать бизнес автошколы рентабельным течение первых шести месяцев работы.

Начальные затраты окупаются в течение в срок до двух лет, после чего автошкола начинает приносить прибыль.

Успешные автошколы зачастую начинают после нескольких лет работы расширять бизнес за счет открытие новых классов, закупки автомобилей, приобретения земли для создания собственных площадок учебного вождения.