Питомник растений как бизнес

Несмотря на сезонность, бизнес по продаже растений садоводам-любителям поражает своими доходами. Достаточно открыть питомник растений, чтобы убедиться в прибыльности этого вида предпринимательства.

Многие бизнесмены, начав со штучных весенних продаж саженцев, выстроили целые крупные предприятия, используя теплицы для получения разноплановых доходов, и от продаж готовой продукции, и от продаж молодых растений.

В России этот бизнес находится в зачаточном состоянии, но пример Голландии, которая экспортирует продукцию питомников растений на миллиарды долларов в год, подтверждает перспективность этого бизнеса, тем более, что климатические условия Голландии ненамного благоприятнее российских.

Одним из важнейших условий для бизнеса на выращивании рассады, является наличие свободной земли.

Поэтому этот вид бизнеса можно успешно развивать в сельской местности, используя возможность покупки или аренды свободных участков. При этом, хотя площадь земли и ее качество играют важнейшую роль для организации масштабного бизнеса, можно создать достаточно успешные предприятия и не обладая многими гектарами, на ограниченных участках.

В любом случае, создание питомника растений, как бизнеса, нужно начинать с маркетингового исследования, с помощью которого необходимо определить не только спрос на продукцию и наличие конкурентов, но и перспективность выбранного участка земли.

Прежде всего, нужно проанализировать экологические условия:

  • климат,
  • влажность воздуха,
  • вегетационный период,
  • колебания температуры,
  • время весенних и осенних заморозков,
  • направление ветра.

Исходя из климатических условий, можно определиться с видами растений, которые будут выращиваться в питомнике. Это могут быть декоративные растения, а могут быть саженцы овощных или плодовых культур. Особое внимание необходимо уделить состоянию самого земельного участка, определить состав почвы, уровень грунтовых вод, необходимость создание искусственного водоема.

Следующим шагом станут подготовительные работы для создания питомника растений и его проектирования.

Все растения, которые предполагается выращивать в питомнике, необходимо разбить по срокам выращивания, быстроте роста, методом размножения. От этого будет зависеть схема питомника и движение посадочного материала.

При планировании питомника растений обычно выделяют три основных части — посевную, маточную и черенковую, которые, в свою очередь, делят на участки. Основную же площадь питомника составляют так называемые школы, в которых и выращивают посадочный материал. От правильного планирования питомника растений зависит не только выживаемость растений, но и их здоровье, так что нужно учитывать множество факторов, в том числе севооборот.

Если предприниматель не обладает специальными знаниями в этой области, то для планирования территории питомника растений лучше привлечь специалистов.

Кроме планирования собственно площади земельного участка, необходимо будет построить специальные помещения для хозяйственных работ, а также теплицы для выращивания рассады. Если же у предпринимателя имеется сравнительно небольшой участок земли, менее гектара, то питомник растений лучше делать специализированным, сосредоточившись на ограниченном количестве видов растений.

Например, выгодным может оказаться выращивание цветов, например, роз. В течение одного сезона на одном участке можно вырастить несколько десятков тысяч саженцев роз, каждый из которых стоит на рынке от 150 до 500 рублей.

Понятно, что при выращивании цветов придется заняться строительством теплиц, так как посадочный материал должен успевать вырасти до начала посадочного сезона. Аналогичные питомники растений можно устроить для выращивания рассады овощных культур, земляники, малины, смородины и так далее.

Огромное значение в успешности бизнеса является наличие спроса на выращиваемые культуры, а также существование каналов сбыта.

Очень успешным может оказаться заключение договоров с оптовыми покупателями рассады, либо корпоративными заказчиками. Однако предприниматель — владелец питомника растений может и самостоятельно создавать каналы сбыта, организовывая небольшие магазины или огороженные участки вблизи дорог или садовых рынков.

Что касается первоначальных затрат при создании питомника растений, то они в значительной мере зависят от площади участка и набора видов растений. Затраты на создание питомника растений могут составлять от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Сложность инвестиций в создание питомника растений состоит в том, что доходы такое предприятие начинает получать со значительным отставанием по времени от расходов на его создание.

Именно поэтому конкуренция в этом виде бизнеса достаточно невысока, поскольку предприниматели обычно стремятся получить быструю отдачу от своих инвестиций. Тем не менее рентабельность такого бизнеса составляет от 100 до 120%, что позволяет окупить вложения и получить прибыль уже в течение первого сезона. Особенно это относится к питомникам цветов, овощных и ягодных культур.