Туроператор как бизнес

В условиях, когда курсы валют выросли по отношению к рублю, бизнес-идея туроператора кажется несвоевременной. Тем не менее, создание бизнеса туристического оператора является бизнес-идеей серьезного уровня для серьезных доходов.

Хотя, с формальной точки зрения, многие туроператоры относятся к малому бизнесу, на самом деле, сложность организации и управления таким предприятиям скорее относится к среднему, либо крупному. Обороты крупных туроператоров, особенно в сезон, исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей. Поэтому желание стать туроператором, особенно при наличии опыта работы в туристическом бизнесе, означает переход на новый уровень менеджмента и новый уровень доходов.

Для того, чтобы создать предприятие туристического оператора, следует выполнить требования, предусмотренные законодательством. В частности, необходимо добиться включения предприятия в Государственный реестр туроператоров. А это предусматривает, в свою очередь, наличие финансового обеспечения для страхования гражданской ответственности обязательств, либо банковской гарантии.

Для туроператоров, специализирующихся на международном туризме, размер обеспечения составляет 10 миллионов рублей. Если туроператор специализируется на внутреннем туризме, размер финансового обеспечения меньше – 500 тысяч рублей.

Уже одно только наличие финансового обеспечения свидетельствует о необходимости серьезных инвестиций в бизнес туроператора. И это вполне оправданно, так как сложность организации туристического обслуживания делает этот вид бизнеса весьма затратным.

Если туристические агентства занимаются продажами туристических услуг и не работают непосредственно с физическими лицами — клиентами, то туристический оператор занимается организацией практически всего процесса обеспечения туров. Для этого необходимо заключение договоров с владельцами отелей, гостиниц, транспортных компаний, туристических агентств и так далее.

Туроператор фактически полностью формирует туристическую услугу, от начала до конца, от организации трансфера до поселения туристов в гостиницу и организации экскурсий. Для этого необходимо иметь устойчивые надежные связи со всеми участниками туристического бизнеса, своих представителей на местах, умелое управление финансовыми потоками и многочисленным персоналом.

Выгода для туристического оператора состоит в том, что он получает значительные скидки от своих партнеров на организацию перевозок пассажиров и размещение туристов в отелях. Размеры этих скидок составляют от 30 до 50% от стоимости услуг.

При масштабном ведении бизнеса это огромные деньги, которые позволяют не только содержать достаточно большой штат квалифицированных сотрудников, но и предоставлять, в свою очередь, скидки турагентствам.

Первоначальные затраты на создание бизнеса туроператора измеряются миллионами долларов. Чем шире диапазон работы туроператора, чем шире перечень предоставляемых услуг и направлений, тем выше затраты, которые включают в себя не только лицензирование и заработную плату персонала, но и открытие многочисленных представительств в различных странах мира, проведение рекламных кампаний, приобретение транспорта. Крупные туроператоры имеют даже свой собственный флот самолетов, которые обеспечивает чартерные рейсы необходимым направлениям.

Безусловно, создание бизнеса туроператора — это сложный дорогостоящий процесс, требующий специального планирования и экономических расчетов. Рентабельность туроператора как бизнеса составляет всего несколько процентов. Однако, при выходе на прибыль, доходы туроператора настолько велики, что перекрывают все риски этого сложного направления деятельности.