Как открыть книжный магазин

Несмотря на то, что число людей, любящих читать бумажные книги, с каждым годом неуклонно снижается, их количество все равно остается настолько большим, что книжная индустрия продолжает оставаться крупной отраслью экономики.

Открытие книжного магазина является привлекательной бизнес-идеей для многих предпринимателей.

К сожалению, нередко такой бизнес терпит убытки, поскольку предприниматели не учитывают состояние рынка, не проводят маркетинговых исследований, не изучают спрос на отдельные категории книг. Между тем, получение предварительной информации и составление бизнес-плана всегда являются важнейшими составляющими успеха будущего предприятия.

Приступая к реализации бизнес-идеи книжного магазина, необходимо очень внимательно изучить предложения конкурентов, составить для себя портрет целевого покупателя.

Многие начинающие предприниматели, не раздумывая, делают ставку на детские книги, полагая что этот сегмент книжного рынка всегда востребован. Доля истины тут есть, однако высокая конкуренция зачастую сводит все усилия к нулю.

Другой популярной ошибкой предпринимателей является открытие крупного книжного магазина, и попытка охватить весь ассортимент книжного рынка. В результате магазин быстро затоваривается невостребованными книгами, а высокая для больших площадей арендная плата и накладные расходы приводят к банкротству предприятия.

На самом деле, чаще всего успешными оказываются небольшие книжные отделы в супермаркетах или торговых центрах.

Небольшая площадь таких книжных островков, возможность для покупателей рассмотреть каждую книгу вблизи, небольшой ассортимент — позволяют быстро окупить затраты и выйти на рентабельность. Примером таких небольших книжных магазинов могут служить магазины в зоне ожидания аэропорта, которые, несмотря на ограниченный ассортимент, зачастую продают гораздо больше, чем крупные специализированные книжные магазины.

При открытии книжного магазина особое внимание нужно уделить поиску подходящего места размещения.

Схема размещения небольших книжных магазинов в торговых центрах зачастую бывает весьма успешной, однако здесь нужно руководствоваться здравым смыслом, и выбирать подходящее место с особой тщательностью.

Известно, что наиболее выгодным для размещения торговых точек является место на выходе из супермаркета, когда покупатель упирается глазами непосредственно в предлагаемый товар.

Но для книжных магазинов такое расположение зачастую оказывается крайне невыгодным. Гораздо лучше размещать книжные магазины в тех местах, где потенциальные покупатели ожидают друг друга, или перемещаются из одной торговой зоны в другую, например, на площадках лестничных клеток, поблизости от кинотеатров, внутренних кафе. Нужно учитывать, что для выбора книги покупателю требуется некоторое время, поэтому необходимость ожидания спутников чаще приводит к покупкам.

В зависимости от целевого покупателя и места размещения, можно формировать ассортимент книжной продукции.

Если основными покупателями являются молодые люди, основу ассортимента могут составить остросюжетные книги, фэнтези, детективы. Для людей старшего возраста более интересна классическая литература, романы, книги развлекательной тематики. Нередко бывает успешными и специализированные магазины по продаже научной и компьютерной литературы, букинистические и антикварные магазины.

Практически в любом книжном магазине имеет смысл предлагать хотя бы небольшой ассортимент канцелярских товаров и периодической литературы. Очень важной деталью является организация свободного доступа клиентов к полкам с книгами, возможность изучения ассортимента. В небольших бутиках организовать такой доступ, обеспечивая сохранность товара, гораздо проще, чем в крупных магазинах.

Затраты на открытие книжного магазина зависят от формы работы и его площади. Для создания небольшого книжного магазина в торговом центре, например, достаточно в несколько сотен тысяч рублей, не считая расходов на закупку товара.

В целом, вполне реально уложиться в затраты в 1-1,5 миллиона рублей.

Гораздо сложнее обеспечить рентабельность такой торговой точки, поскольку заработная плата продавцов и высокая арендная плата могут практически полностью съедать все доходы. Поэтому создать успешное предприятие без экономических расчетов и бизнес-плана вряд ли получится.