Производство подсолнечного масла как бизнес

До революции мечтой многих зажиточных крестьян в России было открытие собственной маслобойни. Это гарантировало постоянный доход и рост благосостояния.

Как ни странно, за прошедшие сто лет привлекательность этого вида бизнеса не стала меньше. Подсолнечное масло по-прежнему пользуется спросом, а рентабельность бизнеса по его производству по-прежнему высока. Более того, производство подсолнечного масла в некоторых сельских районах, богатых подсолнечником, является наиболее простым и доступным способом зарабатывать солидные деньги.

Безусловно, создание собственной маслобойни требует первоначальных инвестиций и серьезного подхода к делу. Однако наличие надежного и подробного бизнес-плана поможет вывести предприятие в зону прибыли достаточно быстро.

Опыт показывает, что рентабельность правильно организованного производства подсолнечного масла достигает 20-25%, что позволяет окупить первоначальные затраты в течение первого года.

Тем не менее, начинать собственное производство нужно только после проведения маркетингового исследования, которое должно показать наличие условий для начала работы и отсутствие острой конкуренции. Дело в том, что производство продуктов всегда очень сильно зависит от наличия и стоимости сырья. Кроме того, нужно иметь возможность сбыта готовой продукции в ближайшем регионе, иначе затраты на перевозку могут значительно снизить долю прибыли.

Наличие сильного конкурента, скупающего весь урожай семян подсолнечника и обеспечивающего все потребности потребителей, может свести к нулю рентабельность выгодного производства.

Если же условия позволяют приступить к производству, то начинать нужно с регистрации предприятия и поиска подходящего помещения. Необходимо при этом учитывать, что производство продуктов питания находится под пристальным вниманием надзорных органов, так что лучше сразу готовить помещение, соответствующее санитарным и пожарным нормам. В частности, нужно предусмотреть отдельные помещения для хранения сырья, готовой продукции, отходов производства. Помещение для отжима и фильтрации масла желательно выложить плиткой, или, по меньшей мере, покрасить стены на высоту не менее 2 метров.

Особое внимание нужно обратить на меры пожарной безопасности, так как масло является горючим материалом, а жмых способен самовозгораться при долгом хранении.

Технологии производства подсолнечного масла могут быть различными, начиная от технологии производства нерафинированного масла холодным отжимом, заканчивая технологией производства рафинированного дезодорированного масла методом гидратации или вымораживания.

В зависимости от технологии, меняется и набор оборудования для производства масла.

Первоначальные затраты на подготовку помещения и закупку оборудования (прессов, фильтра, сушилки, жаровни, калибратора семечек, емкостей для хранения масла и т.д.) можно оценить в суммы от полутора до пятнадцати миллионов рублей, в зависимости от технологии и объемов производства. Необходимо при планировании затрат также предусмотреть необходимость закупки первоначальных запасов сырья и тару для разлива готового масла.

Текущие затраты будут включать в себя арендную плату и коммунальные услуги, заработную плату персонала, транспортные расходы, затраты на закупку сырья и сбыт готовой продукции.

Эффективность производства подсолнечного масла во многом будет зависеть от правильного управления затратами и последовательности действий при создании предприятия.