Торговый центр как бизнес

Динамика строительства все новых торговых центров говорит только об одном: этот сектор бизнеса быстро развивается и по-прежнему имеет хорошие перспективы.

И действительно, доля малого бизнеса в нашей стране все еще очень мала, но она постоянно растет. И всем новым предпринимателям, которых особенно много в торговле, нужны площади для организации собственного бизнеса, и нужны клиенты, которые придут именно к ним. Все это можно получить в торговом центре.

Поэтому бизнес-идея торгового центра не только не устаревает, но и далеко еще не везде полностью реализована. Смысл идеи состоит в постройке комплекса и последующей сдаче площадей в аренду. Безусловно, здание необходимо поддерживать в отличном состоянии, охранять, отапливать и освещать. Но все эти расходы с лихвой перекрываются арендной платой.

К тому же собственный торговый центр позволяет использовать часть его площадей для организации собственной высокорентабельной розничной торговли.

В нашей стране большинство торговых центров – мультиформатные, которые объединяют под своей крышей множество отдельных торговых фирм и предпринимателей.

В таких центрах, в лучшем случае, имеется условное подразделение по предлагаемому ассортименту, например, мужская и женская одежда, обувь, электроника и так далее. Но даже и это условное деление, чаще всего не получается соблюсти, так как мелкие предприниматели обычно пытаются расширить ассортимент, внося хаос в общую структуру. Поэтому наряду с мультиформатными стали появляться и специализированные торговые центры, в которых покупатель находит свой товар гораздо легче.

Однако рентабельность таких центров гораздо ниже как раз из-за специализации: купив нужный товар, покупатель покидает центр.

В последние годы торговые центры постепенно превращаются в торгово-развлекательные комплексы, в которых, кроме торговых точек, присутствуют кафе, рестораны, кинотеатры и так далее. Для посетителей это очень удобно, так как в таком комплексе можно провести время с друзьями, и, заодно, купить нужные и ненужные вещи.

Понятно, что прибыль таких комплексов гораздо выше, чем старых торговых центров.

И, наконец, современные торговые центры имеют так называемый «пауэр-формат». Структура таких центров гораздо более четкая, так как основана на том, что основные площади занимают крупные бренды, вокруг которых группируются мелкие предприниматели с товарами соответствующей тематики. Это позволяет выстроить четкую и понятную структуру продаж и облегчить клиенту путь к нужному товару. При этом все преимущества торгово-развлекательного центра сохраняются.

Создание современного торгового центра требует огромных инвестиций и экономически точного планирования.

Чтобы реализовать эту бизнес-идею нужно пройти долгий и сложный путь получения земли под строительство, различных разрешений и согласований, проектирования, строительства и сдачи объекта. Не менее важной частью является привлечение и планирование размещения арендаторов, заключения с ними долгосрочных договоров аренды и организация обслуживания комплекса. Весь этот путь невозможно пройти без четкого бизнес-плана и точных экономических расчетов.

Окупаемость проекта занимает обычно от 4 до 6 лет. Однако и последующая ежемесячная прибыль исчисляется многими миллионами рублей.